Преемственность в работе детского сада и школы
Нормативные правовые документы по обеспечению преемственности дошкольного и общего среднего образования
Нормативные правовые документы
по обеспечению преемственности дошкольного
и общего среднего образования
- Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 154-3
https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243
- Приказ Министерства образования Республики Беларуси
о преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты 08.07.2014 № 612.
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 230 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь».
https://adu.by/images/2022/08/post-MO-RB-230-2022.pdf
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 228 «Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования».
https://adu.by/images/2022/08/standart-doshkol-obraz.pdf
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования».
- Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов».
https://pravo.by/upload/docs/op/W21326876p_1364590800.pdf
- ПАСТАНОВА МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ 19 верасня 2022 г. № 322 Аб установе агульнай сярэдняй адукацыі
https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22238946&p1=1&p5=0
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь 26.12.2018 № 125 «Об утверждении образовательных стандартов общего среднего образования».
https://adu.by/images/2019/01/obr-standarty-ob-sred-obrazovaniya.pdf
- Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 г. № 206 «Об утверждении санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и утративших силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 № 63,
от 25.11.2014 № 78, от 17.05.2017 № 35, от 03.05.2018 № 39).
http://www.academy.edu.by/files/SanPiN%20Post%20206.pdf
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 137 «Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования».
https://pravo.by/upload/docs/op/C21900525_1565730000.pdf
- Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 10 апреля 2020 г. № 37 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.12.2012 № 217».
https://pravo.by/upload/docs/op/W22035251p_1586552400.pdf
- «Временные рекомендации по организации образовательного процесса в условиях распространения COVID-19 (действуют сентябрь-октябрь 2021 года)», разработанные Министерством здравоохранения Республики Беларусь совместно с Министерством образования и Республиканским центром по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения.
Правила приёма в первый класс
С правилами приёма детей в первый класс можно ознакомиться на сайте Узденской средней школы №1 имени А.С Пушкина
Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников от Министерства образования
Ребенок первый раз идет в школу. Это важное событие не только в его жизни, но и в жизни его родителей, педагогов, школы. Как подготовить ребенка к новой жизни, как организовать учебу, чтобы она была в радость детям, и им хотелось бы каждое утро идти в школу? Обсудим вопросы, которые задаются чаще всего родителями.
Вопрос 1. Возраст поступления ребенка в первый класс?
В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.
Вопрос 2. Какие документы необходимы при поступлении ребенка в первый класс?
Для приема детей в первый класс учреждения общего среднего образования законные представители в период с 12 июня по 28 августа подают следующие документы:
- заявление на имя руководителя учреждения общего среднего образования;
- медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка;
- свидетельство о рождении ребенка.
Вопрос 3. Правомерно ли проведение в школах тестирования детей, поступающих в первый класс?
Прием детей в учреждения общего среднего образования осуществляется без вступительных испытаний.
Вопрос 4. Обязательно ли присутствие ребенка при подаче документов в школу?
Не обязательно.
Вопрос 5. Первые классы – это классы школы или группы дошкольного учреждения?
Первые классы – это классы учреждения общего среднего образования. По решению местных исполнительных и распорядительных органов власти они могут размещаться как на базе школы, так и на базе дошкольных учреждений.
Если первые классы размещаются в школе, то для них создаются все необходимые условия для организации образовательного процесса детей шестилетнего возраста, включая сон, питание, прогулку и т.д.
Если первые классы размещаются на базе дошкольных учреждений, то образовательный процесс в первую половину дня осуществляет учитель школы, остальное время с учащимися работают педагогические работники дошкольного учреждения. Учащиеся первых классов в данном случае входят в состав детского коллектива дошкольного учреждения. Их режим дня является составной частью общего режима дня дошкольного учреждения.
В период каникул, в том числе дополнительных в течение учебного года и летних, учащиеся первых классов могут посещать дошкольное учреждение на общих основаниях.
Вопрос 6. Чем отличается организация обучения детей в первых классах от других классов начальной школы?
Продолжительность учебной недели – 5 дней.
С целью обеспечения плавного перехода из дошкольного учреждения в школу, учебным планом в первом классе предусмотрено на протяжении сентября месяца проведение учебных занятий по программе «Введение в школьную жизнь». В течение этого периода не проводятся учебные занятия по математике, чтению, письму. Учитель проводит с детьми экскурсии, целевые прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры, учит детей, как вести себя в коллективе, изучает готовность каждого к школьному обучению, оказывает помощь школьникам в усвоении правил и форм поведения во время учебных занятий, в умении понимать содержание задаваемых учителем вопросов, в организации своей деятельности.
С октября месяца проводятся все учебные занятия по предметам учебного плана.
Для учащихся 1 класса предусмотрена щадящая организация образовательного процесса:
- уроки проводятся только в первую смену;
-для хранения верхней одежды и сменной обуви, как правило, выделяется специальное помещение;
- каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения;
- учебники и дидактические пособия рекомендуется хранить в школе;
- наполняемость класса – не более 20 человек;
- в середине третьей, самой продолжительной четверти организуются дополнительные каникулы в течение одной недели;
- продолжительность учебного занятия – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая;
- продолжительность перемен между учебными занятиями не менее 10 минут, после второго или третьего учебного занятия проводится динамическая пауза (прогулка на свежем воздухе) продолжительностью не менее 30 минут.
- домашние задания учащимся не задаются.
Вопрос 7. Как же оцениваются результаты обучения первоклассников?
В классе, где обучаются шестилетние дети, исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, солнышки, цветочки и т.д.). Допускается лишь словесная оценка. Кроме того, нельзя при неверном ответе ученика говорить: «не старался», «не думал», «неверно», лучше учителю в школе, а родителям дома обходиться репликами «давай послушаем других», «это твое мнение», «ты так думаешь» и т. д.
Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
В течение первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года. Запрещено проверять технику чтения «на скорость» с секундомером. Технику чтения учащихся проверяет учитель данного класса, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, его темп чтения.
Вопрос 8. Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к школьной жизни?
Успехи шестилетнего ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней, а также, и это важнее всего, отношением родителей и учителя к новой деятельности в жизни ребенка.
Прежде всего важно, чтобы он пошел в школу физически развитым, здоровым.
Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.
Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.
Наблюдения показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (примерно 50-60%) привыкают в течение 2-3-х месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У таких детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.
Другим детям (около 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У этих детей возникают трудности и в усвоении школьных программ.
И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, мешают проводить учебные занятия и пр.
Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Очень важны в это время внимание и поддержка со стороны родителей и учителей.Необходимо быть сдержанными, спокойными, поддерживать достоинства детей, радоваться их успехам, стараться помочь наладить отношения со сверстниками. Если учитель, родители не будут учитывать трудности адаптационного периода, это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья. Помните об этом.
Вопрос 9. Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?
Во-первых, надо помнить, что готовность к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать эту готовность нельзя. Однако необходимо и можно помогать ребенку подготовиться к школьной жизни.
В настоящее время 92% детей пятилетнего возраста готовятся к школьной жизни в учреждениях дошкольного образования. Их деятельность в учреждении дошкольного образования регламентируется учебной программой дошкольного образования. Те, кто не посещает учреждения дошкольного образования, в обязательном порядке должны пройти эту подготовку, чтобы иметь одинаковые стартовые возможности, через разные формы организации работы в учреждении дошкольного образования, школе.
Необходимо иметь в виду, что ребенку, не посещавшему детский сад, бывает трудно смириться с тем, что в школе он не самый главный, не единственный, а такой же, как и все остальные дети. Он должен сидеть на учебном занятии и не мешать другим, он вынужден подчиняться общей дисциплине, постоянно соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами учителей и одноклассников. Необходимо постараться устроить так, чтобы он еще до школы чаще общался со сверстниками.
Первокласснику приходится самому себя обслуживать. Поэтому о навыках самообслуживания следует позаботиться особо. Очень важно, чтобы ребенок к моменту поступления в школу обладал известной долей самостоятельности: умел завязывать шнурки, застегивать пуговицы, сложить портфель, содержать в порядке свою комнату, место для занятий, игрушки, одежду, обувь. Не следует делать это за детей, не нужно освобождать их от трудовых усилий. Нельзя нарушать один из важных принципов воспитания: не делать за детей то, что они в состоянии сделать сами. Это очень важная составляющая готовности к школе.
Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца. В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед – это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.
Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) – чтение ребенку книги. Читайте детям книги. В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Чтение нельзя подменить телевизором. Об этом надо родителям помнить всегда. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Поощряйте все занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепку, конструирование.
Вопрос 10. И все-таки. Обязательно ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы?
Многие родители ограничиваются тем, что пытаются научить ребенка чтению, письму и счету. Следует помнить, что пятилетний малыш не может еще серьезно заниматься, и совершенно недопустимо, чтобы подобные «уроки» сопровождались скандалами, криками и слезами. Подготовленный таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно «домашний запас» кончается, учиться становится все труднее. Он не умеет быть внимательным в течение всего учебного занятия, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия.
Может лучше совсем не готовить ребенка к школе? Придет время, там всему и обучится? Педагоги и психологи считают, что готовить обязательно надо. Только без принуждения и наказаний. Сейчас многие дети умеют читать, писать и считать еще в дошкольном возрасте. Если ребенок с интересом и в игровой форме осваивает эти хитрые премудрости, не стоит ему мешать. Но если ребенок наотрез отказывается, то не заставляйте его насильно это делать, ибо тем самым вы можете навсегда отбить охоту учиться.
Обучение чтению, письму, счету – это основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители. Хотя считать в пределах десяти дошкольник должен, так как это входит в программу детского сада.
Конечно же, ребенок, с которым занимаются родители еще до школы, не будет испытывать серьезных проблем в первом классе. Поэтому, если вы обучите малыша чтению, то облегчите его будущую учебу. Главное только – не принуждать ребенка, а приучать его к чтению с помощью различных развивающих игр и занятий.
При обучении письму учитель сталкивается часто с проблемой недостаточного развития мелких мышц руки. Для развития кисти малышам рекомендуется рисовать, раскрашивать рисунки, выполнять их точками и штриховыми линиями, рисовать по образцу, обводить шаблоны, строить фигуры при помощи лекал, лепить из пластилина. Чем тверже, увереннее будет рука у ребенка, тем легче он освоит письмо букв.
Вопрос 11. Где взять учебники, и какие еще школьные принадлежности нужны первокласснику?
Все учебники для учащихся первого класса выдаются в школе.
Примерный список необходимых принадлежностей для первого класса в школах, как правило, вывешивают.
Первокласснику необходимы:
- набор шариковых ручек
- фломастеры и карандаши
- ластик
- точилка
- обложки для тетрадей и книг
- пенал
- линейка
- краски (акварельные или гуашь)
- альбом для рисования
- набор кисточек.
Вопрос 12. Нужна ли школьная форма первоклассникам?
Да. Но сегодня мы говорим не о школьной форме, а об одежде делового стиля: строгой, аккуратной, удобной, красивой, чтобы нравилась тому, кто ее будет носить. Родителям необходимо поинтересоваться, какая одежда делового стиля принята для ношения учащимися в данной конкретной школе. После учебных занятий, если ученик остается в группе продленного дня, то следует приготовить одежду для того, чтобы он смог переодеться.
Читаем детям о школе
В школе маленький ребенок становится личностью, получает основные знания, обучается главным навыкам, учится общаться и заводить друзей. В школе проходит взросление человека. Поэтому так важно, чтобы ребенок полюбил учиться, искренне каждый день хотел идти в школу, с удовольствием делал домашние задания. Главное, чтобы 11 лет учебы не стали каторгой для ученика!
Веселые и познавательные сказки и рассказы о школе очень понравятся всем детям.
Уголок будущего первоклассника
Рекомендации по организации
«Уголка будущего первоклассника»
в старшей группе
Поступление в школу - важнейший момент в жизни ребенка и его родителей. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависят от его психологической готовности к обучению. Поэтому перед педагогами старших групп стоит задача - сформировать у детей интерес к школе и положительное отношение к ней, желание учиться, стремление занять позицию школьника. Необходимо учитывать, что современному ребенку, живущему в стрессогенности сегодняшней жизни, для обеспечения плавного перехода из условий детского сада в школу, требуются дополнительные усилия со стороны педагогов и родителей.
Информационная подготовка ребенка к обучению в школе, как правило, начинается еще задолго до самого момента поступления в первый класс. Поддерживать и развивать растущий интерес к предстоящему школьному обучению поможет правильно организованная развивающая среда. С помощью внесенных в нее материалов и оборудования решаются следующие задачи: Обогащение детей знаний о школьной жизни, профессиях в школе, изменении распорядка дня у детей, поступающих в школу.
Обогащение словаря дошколят по лексической теме «Скоро в школу».
Воспитание у детей самостоятельности в особых моментах жизни, связанных с поступлением в школу, когда ребенок некоторое время должен решать возникающие проблемы самостоятельно. Профилактика школьных страхов.
Направления работы:
- организация в старших группах «Школьного уголка»
- изготовление и приобретение наглядных материалов по теме;
- изготовление дидактических игр (включая речевые);
- наработка игровых сюжетов на школьную тематику;
- наработка материалов по развитию у детей самостоятельности;
- каталогизация литературных материалов по теме.
Наглядные материалы:
- Набор картинок «Школьные помещения».
- Наборы картинок разного формата «Школьные принадлежности» (картинки, сопровожденные короткими стихами Б.Заходера, Н.Нищевой, Т.Федотовой).
- Комплект «Скоро в школу» (включает картинки разного формата различной тематики: школьные уроки, распорядок дня школьника в сравнении с режимом дня дошкольника, и др.)
- Набор картинок «Школа раньше и сейчас» - для развития представлений детей о школьниках разных времен (отличие в одежде, школьных принадлежностях, классных помещениях и т.д.)
Дидактические игры - неотъемлемая часть образовательного процесса. В процессе наработке игр по школьной тематике, творческая группа педагогов разрабатывала такое содержание игр, чтобы в комплексе решалось несколько задач: развитие представлений детей о школе, развитие речи и внимания, развитие коммуникативных умений. Например:
- «Найди лишний предмет», «Собери портфель», «Чего нельзя брать в школу» - на знание школьных принадлежностей.
- «Определи части суток» - на развитие временных представлений и закреплении знаний детей о различии в распорядке дня дошкольника и школьника.
- «Дни недели» - закрепление представлений детей о неделе, будних и выходных дней, повторности дней недели.
«Подбери слово к картинке» (для читающих детей).
Особое место в ряду дидактических игр на школьную тематику занимают словесные, из серии М.Г.Борисенко и Н.А.Лукиной «Грамматика в картинках». Общие показатели развития речи современных детей свидетельствуют о том, что у многих из них при нормальном слухе и интеллекте может задерживаться формирование компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. В основе подбора игр - решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития ребенка. Картотека содержит специально подобранный игровой материал на школьную тематику с учетом соблюдения основных дидактических принципов: наглядности, доступности, деятельностного подхода.
Игры для детей старшего возраста «Что забыл нарисовать художник», «Подбери пару», Назови нужное слово» и др.;
Игровые сюжеты на школьную тематику
Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника неоспоримо. Развитое творческое воображение дошкольника - важнейшее условие формирования готовности к школе. Проблема редукции (от латинского reduction - упрощения, ослабления, уменьшения) ролевой игры, замена игровой деятельности на учебную в старшем дошкольном возрасте заставляет педагогов обратить пристальное внимание на планомерную работу по обогащению сюжетов игр, развитие у детей игровых умений. Излишне говорить, что дети старшего дошкольного возраста особенно страдают от общей загруженности и недостатка времени на игру. Поэтому в нашем детском саду тематика сюжетно-ролевых игр в подготовительной к школе группе расширена за счет игр на школьную тематику. Творческой группой разработаны сценарии игр, которые включают в себя цели и задачи, перечень ролей и оборудования, варианты развития сюжета. Введены в практику такие игры, как «Урок математики», «Урок физкультуры», «В школьной столовой».
Например, сценарий игры «Урок математики» включает в себя:
Задачи воспитания:
Вводить в сюжеты игр новые роли: ученик, учитель.
Развивать у детей коммуникативные умения: учить детей сговору в игре, договариваться о том, кто возьмет главную роль.
Развивать детскую компетентность через игровую деятельность: побуждать детей использовать в игре полученные знания.
Роли: .
Учитель.
Ученики, в том числе - дежурный.
' Техничка.
Ролевое поведение:
Учитель «ведет урок» - пишет на доске примеры, предлагает решить задачи, составить из счетных палочек геометрические фигуры, из плоскостных геометрических фигур - изображения, и т.д.
Ученик выполняет требования учителя - решает примеры и задачи, отвечает на вопросы, поднимает руку. Дежурный - сообщает об отсутствующих, стирает с доски.
Техничка подает звонки.
Оснащение:
Столы, стулья, тетради», пеналы (по числу детей), доска, маркеры, тряпка, звонок, журнал. Предварительная работа:
Реализация лексической темы «Что мы о школе знаем», беседы о профессиях в школе, рассматривание наглядного материала по теме «Школа», показ условных действий (воспитатель на первых порах берет на себя роль учителя).
Развитие сюжета:
Можно предложить детям проиграть в два урока с переменой, с походом в столовую. Можно ввести персонаж «хулигана», который не умеет себя вести на уроках (воспитатель берет эту роль на себя).
Игры-спутники: «Урок физкультуры», «Школьная столовая», «Автобус», «Экскурсия по Узде».
Работа по развитию игровых сюжетов ведется и в другом направлении: творческая группа разработала и изготовила наглядный материал (картинки и схемы) для обыгрывания ситуаций из жизни школьника по методике А.Либерман, О.Репиной.
Литературные материалы:
- «Веселые уроки» - цикл стихов Г.П.Шалаевой и О.М.Журавлевой о правилах поведения и общения в школьной жизни, воспитании самостоятельности. Названия стихотворений очень красноречивы: «Собери с собой все, что необходимо для уроков», «Учись просыпаться в школу сам», «Не жадничай в классе», «Береги школьное имущество», «Не скрывай от родителей плохие оценки», и т.д. Вот пример одного из них:
Не списывай
Щенок к Котенку подбегает,
Его в сторонку отзывает И шепчет: «Друг мой, выручай!
Списать задачу срочно дай!
Решить ее я не сумел,
Да и не очень-то хотел...»
Задачу наш герой списал,
Но смысл ее не разобрал.
Ответить у доски не смог,
И «двойку» получил Щенок.
Ребята, я задам вопрос:
Чтоб не было обид и слез,
Что лучше - самому решать Или, не думая, списать?
В цикл входит тридцать два стихотворения, что дает педагогу возможность выбора с учетом решаемых задач, проблем воспитания и подготовленности детей.
- «Всё о школьной жизни» - подборка литературных произведений о школьниках, Дне знаний, о забавных и поучительных эпизодах школьной жизни. В подборку входит около БОстихотворений и прозаических произведений отечественных авторов разных поколений. Для удобства воспитателей все они входят в единую книгу. Таким образом педагог не тратит время на поиски запланированного в «Чтениях о школе» произведения.
- «Школьные принадлежности» - подборка маленьких стихотворений, сопровождающих изображения школьных принадлежностей.
Видеоматериалы (мультфильмы и диафильмы):
Диафильмы:
Разговор о школе.
«В стране невыученных уроков».
Мультипликационные фильмы (формат DVD)
«Переменка № 1».
«Приключения запятой и точки»;
«В стране невыученных уроков»;
«Проделкин в школе»;
«На задней парте», выпуски 1-4.
Просмотр перечисленных фильмов преследует не только развлекательную и воспитательную цели (высмеивание нерадивости, легкомысленное отношение к учебе и т.д.), но частично решает проблему профилактики страхов перед поступлением в школу. Просмотры планируются ежемесячно и очень популярны среди детей.
Материалы по информационной поддержке родителей Темы консультаций - «Не за горами первый класс», «Это поможет в выборе школы», «Чтобы не допустить беды», «О питании и воспитании», «Как решить с ребенком денежный вопрос».
Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая, творческая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, а ведь именно это создает основу социальной уверенности ребенка, так необходимой для безболезненного перехода детей в условия школы.
Использованные источники:
- Комплексы развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.- Минск, 2000.-38с.
- Я хочу в школу: познавательно-мотивационных комплекс занятий для подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов и психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ О.А. Терёхина.- 2-е изд. –Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006.-46, {2} с.
- http://www.jlady.ru/psihologiya-detey/podgotovka-detej-k-shkole.html
Преемственность в организации образовательного процесса дошкольного и начального школьного образования
Преемственность в организации образовательного процесса дошкольного и начального школьного образования
Современные концептуальные подходы к образовательному процессу в Республике Беларусь требуют переосмысления традиционной системы взаимодействия учреждения дошкольного образования и начальной школы. Преемственность в образовании остается актуальной проблемой, являясь одним из ведущих дидактических принципов. Современные ученые-педагоги называют принцип преемственности наряду с принципами систематичности и последовательности одним из основных принципов организации педагогического процесса.
Преемственность между учреждением дошкольного образования и начальной школой должна оставаться двусторонним процессом, при котором дошкольное образование сохранит свою самоценность как основа формирования личностных качеств ребенка, а школа сможет развить выявленный в учреждении дошкольного образования потенциал учащегося.
В силу этого в науке разрабатываются вопросы полноценного проживания ребенком уникальной эпохи детства, в том числе, обеспечения преемственности в образовании и развитии детей в системе «детский сад – начальная школа». В проблеме преемственности можно выделить два аспекта: первый касается качественных изменений внутреннего и внешнего мира ребенка, обеспечивающих поступательность развития, второй – определяет единство ожиданий и требований детского сада и школы. Преемственность позволяет на дошкольном уровне образования сохранить самоценность дошкольного детства и сформировать фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного обучения в школе. С другой стороны, школа как преемник организует свою педагогическую практику, подхватывая достижения ребенка дошкольного возраста и развивая накопленный им потенциал.
Научные и практические исследования педагогов и психологов нацеливают на рассмотрение дошкольного и младшего школьного возрастов как единой эпохи детства и на очевидную необходимость объединения дошкольного и начального школьного периодов развития ребенка в разновариантную преемственную систему образования. По мнению А. В. Петровского, Д. Б. Эльконина, дети дошкольного и младшего школьного возраста принадлежат одной эпохе детства и больше похожи, чем отличаются друг от друга.
Т. А. Ерахтина, исследуя теоретические основы управления процессом преемственности дошкольного и начального школьного образования, определяет преемственность как процесс, направленный на развитие и совершенствование какой-либо сферы человеческой деятельности (в частности образования), который представляет собой единство качественных и количественных изменений в системе. Эти изменения носят необратимый характер и способствуют появлению новообразований, связанных с ранее имеющимися признаками. Наиболее значимыми моментами осуществления преемственности между учреждением дошкольного образования и начальной школой являются: преемственность в содержании образования, в воспитании, здоровьесбережении, психическом и личностном развитии.
Т. С. Онискевич отмечает, что на современном этапе реформирования образования в нашей стране, когда в дошкольную и школьную практику активно внедряются новые технологии обучения, вариативные и альтернативные программы и учебники, особенно актуальным становится соблюдение преемственности в деятельности учреждения дошкольного образования и начальной школой. Перед педагогами встает проблема не только целей и содержания, но и методов и средств обучения, не только проблема усвоения знаний, интеллектуального развития детей, но и создания положительной мотивации к учению.
В образовательном процессе и учреждения дошкольного образования, и начальной школы могут быть использованы идентичные формы организации образовательного процесса, определяемые как способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения (С.А. Козлова, Т.А. Куликова).
В условиях преемственности форм обучения детей могут быть использованы:
- индивидуальные – педагог обучает одного ребенка (коррекционная работа);
- групповые– педагог одновременно обучает группу детей, внутри которой каждый выполняет учебное задание самостоятельно. Группа может включать в себя весь коллектив дошкольников, а может быть разделена на части; возможна смешанная форма обучения – сначала все вместе, а затем по частям;
- коллективные– совместное выполнение задания несколькими детьми;
- самостоятельная работа (самообучение ребенка в развивающей среде).
В учреждении дошкольного образования в качестве формы организации обучения с дошкольниками выступают занятия, экскурсии, дидактические игры(Г. В. Груба, С.А. Козлова, В.А. Петровский).
Также следует отметить, что все виды деятельности ребенка, его повседневная жизнь выступают как формы естественного, органичного обучения дошкольников, освоения ими социального опыта.
Преемственность дошкольного и начального школьного образования может находить свое отражение в следующих формах работы с детьми (А.М. Вербенец, В.А. Новицкая и др.):
- совместная игра педагога и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр;
- ситуации общения и накопления положительного социального опыта (реально-практического, условно-вербального, имитационно-игрового характера), которые носят проблемный характер и воссоздают жизненную проблему, близкую детям, в разрешении которой они принимают непосредственное участие;
- творческая мастерская, которая предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений (результатом работы является создание книжек-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции и т.д.);
- музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия), предполагающая восприятие музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение с педагогом на литературном и музыкальном материале;
- сенсорный и интеллектуальный тренинг, в виде системы заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов, способов интеллектуальной деятельности (развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи);
- детский досуг, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения и отдыха (в соответствии с интересами и предпочтениями детей).
Все вышеперечисленные формы организации образовательного процесса детей могут быть реализованы в педагогической деятельности воспитателя учреждения дошкольного образования и учителя начальных классов.
Условиями осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования в методах обучения ребенка старшего дошкольного возраста и младшего школьника - 6 летнего ребенка, как на ступени дошкольного, так и на I ступени общего среднего образования, выступают:
- единство их направленности на обеспечение сознательного и прочного усвоения знаний и умений,
- развития умственных способностей детей,
- субъектной позиции ребенка в детских видах деятельности,
- творческой активности детей.
Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источнику передачи и характеру восприятия информации на наглядные, практические, словесные, игровые методы (Е.Я. Голант, Н.М. Верзилин и др.). Именно эти методы учитывают наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников и младших школьников. Данные методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
На ступенях дошкольного и I ступени общего среднего образования возможно единство в использовании методов воспитания детей, направленных на формирование социального опыта детей, основ нравственного поведения, отношений и представлений в процессе:
- бесед,
- сюжетно-ролевых игр;
- просмотра кинофильмов;
- организации творческих дел;
- посильного участия в социальных проектах и акциях,
- праздников,
- экскурсий,
- игр-путешествий и т.д.
Преемственность дошкольного и начального школьного образования может прослеживаться в использовании педагогическими работниками образовательных моделей и технологий.
В системе дошкольного образования:
- технология процесса алгоритмизации предматематического развития (И.В. Житко);
- технология процесса воспитания гуманного отношения к природе (А.А. Петрикевич);
- технология процесса музыкального творчества развития ребенка (Л.С. Ходонович);
- технология процесса белорусскоязычного развития детей дошкольного возраста и обучения грамоте в учреждениях дошкольного образования с русским и белорусским языковыми режимами (Н.С.Старжинская);
- технология процесса повышения физической подготовленности детей при одновременном развитии их умственных способностей (Л.Д.Глазырина);
- ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии;
- образовательная модель ”Первый шаг“.
Данные образовательные технологии могут быть использованы педагогическими работниками на учебных занятиях в школе.
Таким образом, преемственность в организации образовательного процесса дошкольного и начального школьного образования может осуществляться в формах организации образовательного процесса, методах обучения и воспитания, педагогических средствах и технологиях. Это предполагает создание новых методик, технологий, поиск новых средств обучения; выработку общих подходов к организации образовательного и воспитательного процесса в старших группах учреждения дошкольного образования и начальных классах, при которых обучение детей осуществляется на основе специфических для этого возраста видов деятельности: развивающих игр, театрализации, художественно-продуктивной и музыкальной деятельности.
В свою очередь, образовательный процесс в начальной школе должен быть насыщен игровыми приемами, драматизацией, различными видами предметно-практической деятельности. Руководство деятельностью первоклассников должно осуществляться с привлечением методов и приемов дошкольного образования. Учитель должен учитывать возрастные особенностей детей младшего школьного возраста, обеспечить их достаточной двигательной активности, общением в формах «неурочного» типа с опорой на диалоговое взаимодействие.
Смолер Е.И.
Кандидат педагогических наук, доцент
БГПУ им. М. Танка, г. Минск
Мероприятия по преемственности
Выписка из плана работы
государственного учреждения
образования
«Детский ясли-сад №2 г.Узда»
на 2024/2025 учебный год
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ п/п |
Содержание деятельности |
Сроки |
1 |
Совместное совещание. Принятие плана преемственности учреждений дошкольного и общего среднего образования первой ступени на учебный год, составление графика взаимопосещений воспитателями дошкольного образования и учителями начальных классов уроков/занятий |
сентябрь 2024 |
2 |
Планирование совместной работы с учреждением общего среднего образования (ГУО «Узденская средняя школа № 1 им. А.С.Пушкина») по раннему выявлению семейного неблагополучия. Определение по микрорайону контингента детей 6-7-летнего возраста, не поступивших в учреждение общего среднего образования |
сентябрь 2024 |
3 |
Организация «Уголка будущего школьника», пополнение атрибутикой содержания сюжетно-ролевой игры «Школа» |
сентябрь 2024 |
4 |
Посвящение в первоклассники «Мы уже не малыши» |
сентябрь 2024 |
5 |
Адаптация учащихся 1-ых классов к школьному обучению |
сентябрь-ноябрь 2024 |
6 |
Посещение воспитателем старшей группы уроков в 1-ых классах. Подведение итогов посещений с последующим обсуждением занятий на совещании при директоре школы. |
октябрь-ноябрь 2024 |
7 |
Экскурсия в учреждение общего среднего образования воспитанников старших групп «В гости к первоклассникам» |
по графику, в каникулярное время |
8 |
Участие учителей в групповом родительском собрании старшей группы по вопросам поступления в учреждение общего среднего образования |
февраль 2025 |
9 |
Проведение цикла игр, бесед мотивационно-познавательной направленности «Я иду в школу» в старшей группе с целью формирования мотивационной готовности к школьному обучению |
на протяжении года |
10 |
Практикум «В игре готовимся к школе» (с приглашением учителей начальных классов) |
март 2025 |
11 |
Посещение воспитанниками старших групп группы выходного дня по подготовке к школе на базе ГУО «Узденская средняя школа № 1 им. А.С.Пушкина» |
февраль-апрель 2025 |
12 |
Организация посещений специально организованной деятельности в старших группах учителями начальных классов (планирующих набирать первые классы). Подведение итогов посещений с последующим обсуждением занятий на совещании при заведующем. |
март-апрель 2025 |
13 |
Общешкольное родительское собрание «Ваш ребенок на пороге школы». |
май 2025 |
14 |
Включение в повестку дня педагогического совета № 4 отчета по выполнению плана преемственности учреждений дошкольного и первой ступени общего среднего образования. Участие учителей начальных классов в заседании. |
май 2025 |
Сохранение и укрепление здоровья детей - необходимое условие адаптации к школьной жизни
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ -
НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
«Я уже большой, я скоро пойду в школу»! – с гордостью говорят малыши. Они знают, чувствуют, что растут, меняются. Однако темпы развития у детей неодинаковы, и это особенно важно знать родителям и педагогам.
Итак, Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Маленькому труженику предстоят горы работы. Учебные программы действительно насыщены, впереди — напряжённая умственная работа. Пропустит ребёнок пару недель по болезни — значит, потребуется много труда и сил, чтобы догнать ушедших вперёд одноклассников. Поэтому еще до начала учёбы укрепляйте здоровье будущего ученика.
Перед школой ребёнок должен пройти обязательное обследование, за год до школы необходимо показать ребёнка участковому педиатру — в большинстве случаев доктор наблюдает ребёнка в течение нескольких лет и хорошо знает, на что следует обратить внимание в первую очередь. Осмотрят будущего ученика и другие специалисты. Все рекомендации и назначения врачей должны быть восприняты очень серьёзно. Если родителей беспокоит поведение ребенка (гиперактивность, неусидчивость, агрессивность или, наоборот, заторможенность, апатичность) обратитесь к детскому психологу с целью помощи в адаптации малыша в новом коллективе. Чаще всего бывает достаточно применения психологических приемов, выполнения под руководством родителей специальных заданий.
Какой же он, наш первоклассник? На седьмом году происходит бурный рост детского организма. За год ребёнок вырастает в среднем на 5-8 см, поправляется на 3-4 кг! К семи годам рост мальчиков колеблется от 120 до 130 см, девочек — от 115 до 130 см. Мальчик может весить от 22 до 30 кг, а девочка — от 20 до 28 кг. Дети становятся более ловкими, активнее двигаются, могут долго ходить пешком, шаги при этом равномерны, ритмичны, руки и ноги при ходьбе двигаются в такт. А как быстро могут бегать дети! Улучшается координация движений, их чёткость. Ребёнок уже может точно попадать при метании в цель.
Очень внимательно нужно следить за осанкой ребёнка. И во время занятий, и во время игры, и за столом не забывайте напоминать ребёнку, как правильно сидеть за столом. Обращайте внимание на то, чтобы спина ребёнка, когда он сидит, касалась спинки стула, предплечья свободно лежали на столе. Прежде всего у ребёнка должен быть свой собственный стол, который будет выше локтя малыша, стоящего рядом, на 2-3 см. Слишком низкий стол приведет к нарушению осанки, высокий — к искривлению позвоночника. Удобно и полезно пользоваться партой — её конструкция соответствует требованиям, необходимым для соблюдения правильной позы при сидении.
Для ног приобретите подставочку, потому что согнутые в коленках ноги сидящего за столом ребёнка должны упираться в неё или в перекладину стола, но перекладины имеются далеко не во всех столах. Учтите, что выполнение домашних заданий будет отнимать у ребёнка достаточно времени, сидеть за столом придётся подолгу, поэтому со всем вниманием отнеситесь к оборудованию рабочего места первоклассника!
Дневной свет должен падать слева, тогда тень от руки не будет лежать на тетради, слева поставьте и настольную лампу, свет не должен рассеиваться — приготовьте лампу с «глухим» абажуром. Мощность лампочки должна быть 40-60 ватт. Как определить наиболее оптимальное расстояние от глаз до тетради или книги? Кончики пальцев руки ребёнка, поставленной на локоть, должны свободно доставать до виска — при соблюдении этих параметров зрительное утомление будет минимально.
Для ношения школьных принадлежностей лучше подберите рюкзачок — его ребёнок носит за плечами, это вырабатывает правильную осанку и развивает грудную клетку. Руки, оставаясь свободными в таком положении, легче удерживают равновесие. Ребёнку легко идти, легче дышится.
В течение последнего дошкольного года постарайтесь создать для будущего ученика режим, близкий к школьному. Особенно это касается времени, отводимого на сон. Запомните: чем дольше ребенок сохраняет полезную привычку спать днем, тем лучше для его физического и психологического здоровья. Продолжительность такого сна не важна (достаточно и получаса), важен сам факт того, что в течение дня ребенок имеет возможность отдохнуть и восстановиться. Поэтому как бы ни был велик соблазн позволить ребенку в выходной день выбиться из режима, разрешить ему поздно ложиться и поздно вставать, заботливый родитель все-таки не должен этого делать. Ведь, проснувшись в полдень, малыш уже не захочет ложиться спать днем. В идеале в 21–22 часа ребенок должен быть уже в постели. Перед сном можно поиграть с ним в спокойные игры или почитать книжку.
Закаливание и гимнастика по-прежнему остаются в списке мероприятий, необходимых Вашему ребенку. Попробуйте регулярно выполнять несложные, но полезные упражнения, которые помогут ребёнку стать более ловким, выносливым, сильным. Лучше, если на гимнастику найдётся время утром, а занятия гимнастикой будут регулярными.
Учителя часто отмечают, что не успел ребенок прийти в школу, как тут же начинает болеть. В любом классе всегда найдется пять-шесть учеников, которые начинают заболевать с самого начала учебного года. Все это говорит о том, что у таких детей слабая иммунная система. Разумеется, застраховать ребенка от болезней практически невозможно. Попадая в школу, в класс, первоклассник встречается с огромной новой палитрой микробов, носителями которых являются как его одноклассники, так и другие учащиеся этой школы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что буквально в первые дни после начала занятий ребенок заболевает. Но можно сделать так, чтобы малыш болел как можно реже и переносил заболевания легче. Во-первых, очень важно заранее выявить у ребенка хронические очаги инфекции и укрепить органы-мишени, которые первыми на себя принимают удар. Во-вторых, нужно обеспечить психологический комфорт маленького ученика в детском учреждении – от благоприятного эмоционального фона во многом зависит здоровье. И в-третьих, следует привить ребенку банальные гигиенические навыки: привычку мыть руки перед едой и после прогулки и посещения туалета.
Как и чем нужно кормить первоклассника, чтобы он легко и успешно справлялся с новыми для него нагрузками? Самая важная трапеза в течение дня – это завтрак. Он обязательно должен быть полноценным. Ребенок, уходя в школу, должен не просто перекусить, а быть совершенно сытым. Хорошо, если утром он получит теплую кашу, или творожную запеканку, или омлет, впрочем, это может быть разогретая паровая котлета или другое сытное блюдо. Совершенно необходимо решить проблему дневных перекусов. Неплохо дать с собой в школу ребенку яблоко или банан. Завтрак в идеале должен быть углеводным (углеводы нужны мозгу), обед – белково-углеводным. Важно, чтобы обед был полноценным, состоял из трех блюд. Сладости не должны служить перекусом, они могут быть только десертом после основной еды. Ужин нужно закончить за 2 часа до сна, перед сном можно дать выпить ребенку стакан кефира или теплого молока с медом – для крепкого сна. Важным фактом является соблюдение режима питания. Чтобы пищеварительная система работала без перебоев, необходимо принимать еду в одно и то же время ежедневно. Это позволит вырабатывать достаточно ферментов, пища лучше усваивается, холестерин всегда в норме.
За летний период будущие ученики должны качественно отдохнуть, набраться здоровья и сил, чтобы не болеть во время школьных занятий. Мама и папа должны подумать о хорошем отдыхе еще в самом начале лета, а в августе уже нужно начинать непосредственно подготовку к школе. От физического состояния ребенка зависит и то, как он будет успевать в школе, и его эмоциональное состояние. Самое главное, это настроение ребенка, а в этом ему помогут только любящие родители, необходимо всегда уделять внимание своим детям, даже если от этого страдают ваши домашние дела. Приучая ребенка вести здоровый образ жизни, Вы поможете ему не только адаптироваться к школьной жизни, но и в дальнейшем взрослении.
Источник
https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/03/08/konsultatsiya-dlya-roditeley-ukreplyaem-zdorove
Родителям будущих первоклассников
Родителям будущих первоклассников
На основании главы 22 статьи 151 Кодекса Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на начало учебного года исполняется шесть лет или по желанию одного из законных представителей несовершеннолетнего лица с более позднего возраста.
По заявлению одного из законных представителей несовершеннолетнего лица при наличии решения педагогического совета допускается прием (зачисление) в 1 класс лица, которому шесть лет исполняется в текущем календарном году.
Прием документов
с 12.06.2024 по 15.08.2024.
(положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.09.2022 № 322)
1. Прием в учреждение образования осуществляется без проведения вступительных испытаний с шести лет или более позднего возраста на основании заключения медицинской комиссии и с согласия родителей.
2. В учреждение образование имеет право обратиться за получением образования каждый гражданин Республики Беларусь.
Необходимые документы на зачисление учащихся в 1-ый класс:
заявление;
медицинская справка с заключением о допуске к обучению с 6 лет;
оригинал и копия свидетельства о рождении ребёнка;
паспорт родителей с регистрацией или документ, подтверждающий проживание в микрорайоне школы.
При устройстве ребенка в учреждение образования родители также предъявляют документ, удостоверяющий их личность.
Школа раннего развития "Тропинка к школе"
По «Тропинке к школе» - с радостью и уверенностью
Школа не должна вносить резкого перелома в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений. В.А. Сухомлинский
И дети, и взрослые с особым трепетом и волнением ожидают начала интересной и загадочной жизни – жизни первоклассника. Нередко случается так, что первые восторженные дни пребывания ребенка в школе сменяются разочарованием или нежеланием идти в школу.
Занятия в школе раннего развития «Тропинка к школе» направлены на то, чтобы помочь будущим первоклассникам чувствовать при встрече со школой только положительные эмоции, чтобы поддержать у каждого ребенка интерес к знаниям, стремление учиться.
На занятия приглашаются воспитанники старших групп дошкольных учреждений и те дети, которые не посещают дошкольные учреждения.
Школа раннего развития «Тропинка к школе» (раньше она называлась «Материнская школа») призвана содействовать успешной адаптации шестилеток к обучению на 1-ой ступени образования, сформировать положительное отношение к процессу обучения.
Планирование работы с будущими первоклассниками осуществляется с учетом возрастных особенностей детей, пожеланий и запросов родителей, той информации, которую получают учителя школы при посещении занятий в дошкольных учреждениях.
Занятия в школе раннего развития «Тропинка к школе» проводятся в ГУО «Узденская средняя школа №1 имени А.С.Пушкина» в субботние дни с февраля по май, с 9.00 до 11.00, учителями начальных классов, дефектологом, психологом, педагогами, которые преподают музыку, изобразительное искусство, физическую культуру и здоровье.
На занятиях используются сказочные персонажи, наборы занимательных игр, ситуации, которые сочетают в себе игру и учебу и помогают сформировать у ребят элементы учебной деятельности. Словесные, грамматические, математические, логические, подвижные, народные игры учат детей решать задачи, фантазировать, оценивать себя и товарищей. Занятия в школе раннего развития не только вооружают дошколят определенным багажом знаний, но и учат не бояться трудностей, находить общий язык с учителями и ровесниками.
Волчек Л.Н.,
завуч ГУО «Узденская средняя школа №1
имени А.С.Пушкина»
Развитие мелкой моторики старших дошкольников
Презентация "Развитие мелкой моторики старших дошкольников"
https://drive.google.com/file/d/1QgBoNZjjMScHtI8im6owEmOFPmO_5dMc/view?usp=sharingАдаптация первоклашек к школе
Презентация "Адаптация первоклашек к школе"
https://drive.google.com/file/d/1T80HW4kReMQRP9XXcYGsNHiOffEh-Mli/view?usp=sharingГотовность к школе
Презентация "Готовность к школе"
https://docs.google.com/presentation/d/12lzDAKVBOQyNU1EGtadeRtiFBYv6JumG/edit#slide=id.p17
Мы в соцсетях & RSS