Здоровый образ жизни
Рекомендации родителям по формированию здорового образа жизни у детей
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Поэтому главной задачей и обязанностью родителей является сохранение здоровья своего ребенка, развитие у них самостоятельности и ответственности.
Рекомендации родителям по формированию здорового образа жизни у детей:
- Соблюдайте режим дня
Очень важно приучать ребёнка просыпаться и засыпать, кушать, играть, трудиться в одно и тоже время. Следует уделять особое внимание полноценному сну.
- Прививайте ребенку культурно –гигиенические навыки
Приобретённые с детства культурно-гигиенические навыки будут способствовать здоровью и повышению трудоспособности человека в течение всей его жизни.
Ребёнок должен знать места хранения предметов личной гигиены (полотенце, расчёска,) У ребёнка должно войти в привычку каждый раз выполнять следующие процедуры: мытьё ног и тела, полоскание рта после еды, переодевание перед сном и после сна, расчёсывание волос и умывание лица. Надо следить за тем, чтобы ребёнок был всегда опрятно и аккуратно одет. В кармане должен быть платок. Для вещей ребёнка надо отвести определённое место. Приучайте малыша вытирать обувь, прежде, чем он войдет в помещение.
Не делайте за ребёнка то, что, хотя и с трудом, может выполнить сам. Пусть он сам старается!
- Следите за гигиеной сна
Ребёнку необходимо ложиться спать всегда в одно и то же время и обязательно в спокойном состоянии, тогда сон становится полноценным отдыхом, полностью восстанавливающим физическую и нервную энергию. Перед сном старайтесь избавить ребёнка от шумных игр, новых ярких впечатлений, не огорчайте его. Чистый прохладный воздух – лучшее средство, способствующее быстрому засыпанию и глубокому сну. Правильный, здоровый, крепкий сон способствует тому, чтобы ребёнок рос здоровым и спокойным.
- рациональное питание
Правильно построенное питание ребенка с учетом его возраста, уровня физического развития, состояния здоровья, условий воспитания является основным фактором не только полноценного гармоничного развития ребенка, но и надежным средством профилактики многих заболеваний. Ребенок, получающий полноценное питание, растет крепким, редко болеет, а при возникновении заболеваний легко с ними справляется, у него реже возникают осложнения, быстрее наступает выздоровление. Питание, как основной пластический материал и источник энергии, способствует поднятию физических сил организма, усилению его защитных реакций, ликвидации последствий болезни, восстановлению нарушенного здоровья.
- свежий воздух
Свежий воздух просто необходим детскому развивающемуся мозгу! Недостаток кислорода приводит к значительному ухудшению самочувствия. В непроветренном, душном помещении ребёнок не может находиться в активном, бодром состоянии.
Помните, для нормального функционирования детский мозг нуждается в большом количестве кислорода.
Ежедневные прогулки – эффективный метод закаливания ребёнка. Потребность растущего организма в кислороде более чем в два раза превышает потребность у взрослых.
- двигательная активность
Движение – это естественное состояние ребёнка. Задача взрослых – создать условия для двигательной активности ребёнка. Лучшая среда для этого – детская площадка, парк, так как они сочетают два важных условия для двигательной активности – пространство и свежий воздух.
Пусть ваш ребёнок как можно больше гуляет, играет в подвижные игры, бегает, прыгает, лазает, плавает. Это очень важно для полноценной деятельности мозга, и всего организма ребёнка.
- физическая культура
Систематические занятия физкультурой очень полезны для здоровья. Они укрепляют не только физическое здоровье, но и психику ребёнка, позитивно влияют на его характер, способствуют развитию волевых качеств, уверенности в себе, ответственности, умения дружить.
Утренняя зарядка – желательно с растяжками и прыжками.
Физкультминутка.
Дыхательная гимнастика.
Гимнастика для глаз.
Простые приёмы массажа рук, ступней, ушных раковин, лица и других биологических активных точек тела.
Спортивные секции.
- закаливание
Обливание, обтирание, воздушные ванны, гимнастика. Но к этим средствам закаливания нужно подходить индивидуально с учётом состояния здоровья каждого ребёнка в отдельности.
- тёплый, доброжелательный психологический климат в семье.
Обстановка в которой воспитывается ребёнок, психологический климат в семье имеют огромное влияние на физическое и психическое состояния здоровья ребёнка.
Главную роль в формировании у детей привычки к здоровому образу жизни является пример родителей.
БУДЬТЕ ВСЕГДА И ВО ВСЁМ ПРИМЕРОМ ДЛЯ ВАШЕГО РЕБЁНКА!
Источник: nsportal.ru
Профилактика солнечного и теплового удара
ТЕПЛОВЫЕ И СОЛНЕЧНЫЕ УДАРЫ
Жаркое лето несет с собой не только море радостей, но и массу неприятных сюрпризов. Солнечные и тепловые удары – одни из главных опасностей летнего сезона. Тепловое критическое состояние наступает при длительном или сильном перегревании, способном привести к тепловому удару или нарушению функции сердечной деятельности. Солнечный удар наступает при действии прямых солнечных лучей на непокрытую голову.
Тепловым и солнечным ударам наиболее подвержены дети, подростки, пожилые люди, а также люди находящиеся в состоянии алкогольного опьянения. У данной категории лиц по разным причинам хуже работает система терморегуляции организма – процессы. Явной опасности подвергают себя те, кто собирается провести отпуск в жарких странах, испытывая организм на прочность. И поэтому, каждый должен знать, что такое тепловой и солнечный удары и уметь от него защититься.
Признаки теплового и солнечного ударов:
- головокружение;
- головная боль;
- учащенное сердцебиение;
- тошнота;
- холодный пот;
- покраснение кожных покровов лица;
- упадок сил.
В критических случаях человек под действием сильного тепла или солнца может потерять сознание.
Факторы, способствующие тепловому и солнечному ударам
- большая масса тела;
- состояние повышенного психоэмоционального напряжения;
- препятствия для рассеивания тепла – слишком плотная одежда, плохо проветриваемые помещения;
- сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания;
- проблемы неврологического характера;
- прием некоторых лекарственных средств;
- состояние алкогольного опьянения;
- курение.
Скорая помощь при тепловом или солнечном ударе.
Самое главное – это как можно скорее поместить больного в более холодное место, для того, чтобы быстрее охладить организм. Идеальный вариант – это ванна с температурой воды 18-20°С, но может быть также и обычное смачивание кожных покровов пострадавшего человека водой (комнатной температуры), и мягкое обмахивание (воздух должен быть теплым). При возможности на голову нужно положить лед, а подмышки и область паха обтереть спиртом. Важно знать, что в момент охлаждения человек может проявлять признаки резкого психического двигательного возбуждения. Пострадавшего следует поить слабым чаем или минеральной водой комнатной температуры. В случае если у пострадавшего появилась рвота, судороги и человек потерял сознание, то необходимо вызвать бригаду «Скорой помощи».
Профилактика теплового и солнечного ударов.
В целях предотвращения теплового и солнечного ударов рекомендуется соблюдать следующие правила:
- В жаркие дни при большой влажности желателен выход на открытый воздух до 10 - 11 часов дня, позже возможно пребывание в зеленой зоне в тени деревьев;
- не заниматься физическими упражнениями в жаркое время суток и под палящим солнцем;
- одежда в жаркую погоду должна быть легкой, из хлопчатобумажных тканей, по возможности носить головной убор;
- ограничение жирной и белковой пищи;
- питье слабого чая, кваса и минеральной воды поддерживает правильный водно-солевой баланс организма и способствует правильной терморегуляции;
- прием алкоголя в жару ускоряет наступление теплового удара, так как алкоголь нарушает терморегуляцию организма;
- нецелесообразно чрезмерное употребление косметических средств и кремов как препятствующих нормальному функционированию кожных покровов.
Необходимо правильно выстраивать свой распорядок дня и питьевой режим. Мерами профилактики, способствующими предотвращению перегревания являются: теневое укрытие от попадания на тело прямых солнечных лучей, установка в помещениях систем кондиционирования, настольных, напольных, настенных вентиляторов, возможность воспользоваться душевой установкой для охлаждения тела и т.п. В жару желательно избегать повышения физической нагрузки, а также усиленных занятий спортом и пить как можно больше жидкости, но это должны быть не алкогольные напитки, крепкий чай или кофе! Как можно больше употреблять фруктов и овощей. Выходя на улицу в знойный день, отдайте предпочтение одежде из легких, желательно натуральных, материалов светлых тонов, а также помните о головном уборе. Людям пожилого возраста и детям во время повышенной солнечной активности (12-15 часов) лучше совсем воздержаться от прогулок по свежему воздуху, находиться в это время на пляже вообще не рекомендуется. Берегите себя!
Источник:
https://www.8gp.by/novosti/355-profilaktika-teplovogo-i-solnechnogo-udarov
Сон и его организация
СОН И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ
Сон - это одна из важнейших функций организма. Это не просто отдых организма, но и особое состояние, когда организм дает разрядку подсознанию в виде сновидений. Во время сна организм, освободившись от контроля и вмешательства сознания, получает возможность интегрировать все происходящее в нем, решить проблемы саморегуляции.
Известно, что в головном мозге есть центр сна. Это группа клеток мозга, которая регулирует циклы "сон" и "бодрствование".
Генетически у каждого этот цикл имеет индивидуальное выражение: у одних смена фазы происходит в 20-21 час, и тогда человек ("жаворонок") должен ложиться спать, в другом случае ("сова") - в 2-3 часа ночи. Если же человек - "жаворонок" продлевает свой день, то продуктивность его деятельности минимальна, а в поведении очевидны замедленность реакций, рассеянность, снижение активности мышления, эмоциональных реакций.
Встав в 5-6 утра, до 13 часов "жаворонок" очень деятелен. У человека-"совы", наоборот, к вечеру наблюдается творческий подъем, появляются идеи, хорошие мысли, никто не мешает. Зато утром вялость, медлительность, нет ни духовного, ни эмоционального подъема. И только к 11-13 часам он просыпается окончательно. Большинство людей лучше отдыхают, если засыпают около 22-23 часов. Можно приспособиться к режиму. Но если не позволять организму отдыхать так, как ему положено от природы, то это ведет к отрицательным проявлениям и может послужить причиной расстройства сна или других нарушений здоровья.
Длительность сна с возрастом постепенно сокращается: с 15-20 часов в первые 6 месяцев, 14-16 во второе полугодие 1-го года, 12-14 часов к 2 годам до 10 часов в сутки (с индивидуальными колебаниями в дошкольном возрасте).
Сон оценивается по трем параметрам: засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное); характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный с дополнительными воздействиями); длительность сна (укороченный, длительный, соответствует возрасту).
Нарушения сна у детей могут быть следствием переедания перед сном или недостаточного насыщения, кишечной колики, болей в животе, связанных с состоянием желчного пузыря, заболевания желудка (гастрит, язвенная болезнь), психогенных причин (страх расставания с матерью, стресс при первичном поступлении в дошкольное учреждение с последующей адаптацией, тяжелые впечатления от телевизионных передач, частые шумные скандалы в семье со взаимными оскорблениями взрослых членов семьи, недоброжелательное отношение к ребенку или коллективу детей со стороны персонала дошкольного учреждения). Сон тревожный, укороченный, если помещение душное, непроветренное.
Перед сном рекомендуется занимать детей спокойными играми, провести теплую гигиеническую процедуру, общую или местную (исходя из условий), сменить одежду, затенить окна. Правильнее укладывать спать вначале тех детей, которые делают это спокойно и, таким образом, являются примером для более капризных и возбудимых детей.
На 3 году жизни увеличивается работоспособность нервной системы, поэтому активное бодрствование удлиняется до шести с половиной часов, а суточное количество часов сна уменьшается до 12-13 часов. Дневной сон детей начала третьего года жизни и физически ослабленных детей более старшего возраста удлиняется до 3-3,5 часов.
Для обеспечения спокойного сна следует выполнять несколько правил.
- Укладывать спать ребенка в одно и то же время, что формирует рефлекс засыпания.
- За полтора часа до сна никакой волнующей информации, не повышать голос.
- Ужинать детям следует не позднее, чем за час до сна.
- Важной является прогулка перед сном, которая улучшит кислородный баланс организма, необходимый для качества сна. Пройти в спокойном темпе 30 минут - это полезная для организма привычка, или спокойно поиграть.
- Полезны перед сном оздоровительные процедуры - теплый душ, общая теплая ванна или теплая ножная ванна (37-38 °С, 8-10 минут).
- Постель не должна быть слишком мягкой, перегревающей. Ось лежащей головы должна быть продолжением оси тела, чтобы голова не сгибалась в области шеи.
Выполнение этих правил обеспечивает быстрое засыпание и спокойный сон. Гиперсомния наблюдается редко (при травмах, эпилепсии, мигрени), иногда она служит признаком хронической гипоксии у детей с избыточным весом. Ночные страхи и кошмары могут наблюдаться при неврозах, но бывают и проявлениями эпилепсии. Скрежет зубами во сне (бруксизм) часто наблюдаются у совершенно здоровых детей.
Глубина сна на его протяжении меняется. В нормативном состоянии человек просыпается один или несколько раз, тогда он может слышать шум, укрываться, поворачиваться, раскрываться. Есть период сна, когда человек не воспринимает сигналов ни извне, В такой цикличности разных фаз сна заложено его целебное значение. Сон - это движение физиологических процессов, а не застывшее состояние.
Для нормализации сна необходимо устранить раздражители, организовать прогулки и закаливающие процедуры перед сном. Этого, как правило, бывает достаточно. В редких случаях приходится использовать успокаивающие настои, запахи седативных эфирных масел.
Успокаивающие средства (р-р натрия бромида 2%-ного 5-10 мл 2-3 раза в день; настойка валерианы по 1 капле на год жизни 3-4 раза в день - настой (4- 6 г на 200 мл кипятка) по 5-15 мл 3-4 раза в день; экстракт травы пустырника по 5-15 капель 2-3 раза в день; новопассит - (настой трав) по 1/2 - 1 чайной ложке 2 раза в день.
Правильно составленный режим может обеспечить здоровье, правильное развитие организма и высшей нервной деятельности детей, их хорошее самочувствие и активное поведение. (По материалам статьи "Сон и его организация", М.Н.Кузнецова)
Источник: http//nsportal/ru
На природу в любую погоду
Консультация для родителей
НА ПРИРОДУ - В ЛЮБУЮ ПОГОДУ
Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, ребенок учится общаться со сверстниками, также прогулка имеет оздоровительное значение.
К сожалению, многие мамы считают, что сад – это одно дело, но если ребёнок дома, то лучше пожалеть малыша и выходить на улицу только в хорошую погоду. Почему детям необходимо гулять каждый день и чем могут заняться дети на прогулках, мы расскажем вам далее.
Зачем же так необходима прогулка в любой день? Вот чему именно учатся дети и какие навыки приобретают, гуляя ежедневно:
Учатся бытовым навыкам
Чтобы выйти на прогулку, малыш должен одеться. Даже самых маленьких детей необходимо поощрять к самостоятельному одеванию. Годовалый малыш может сам надеть ботиночки и просунуть ручки в рукава. Дети с 3 лет могут практически полностью одеться самостоятельно. Ежедневно одеваясь на прогулку и снимая одежду, когда приходит с улицы, ребёнок тренируется сначала в навыке надеть и снять одежду, а после осваивает всё более сложные застёжки.
Учатся выбирать одежду
Детям с самого раннего возраста нужно предоставлять возможность самостоятельного выбора одежды. Не стоит давать детям выбирать из всей одежды, которая у них есть. Но даже возможность выбора из 2–3 комплектов приучает детей к тому, что они могут принимать самостоятельные решения.
Учатся чувствовать, тепло им или холодно
Если, гуляя каждый день на улице, вы позволяете ребёнку снимать или надевать по своему усмотрению кофточку или шапку, ребёнок постепенно приучается чувствовать, насколько ему тепло или холодно. Позже, руководствуясь воспоминаниями о своих ощущениях, ребёнок сможет самостоятельно подобрать одежду по погоде.
Становятся более терпимыми к различным условиям
Если ваш ребёнок привык гулять в любую погоду, для него и в более зрелом возрасте не станет проблемой выбраться на улицу при любых обстоятельствах. Такая выносливость может сделать жизнь вашего ребёнка более насыщенной и открыть новые возможности.
Получают новый сенсорный опыт
Прогулка для малыша является основной возможностью получить новый сенсорный опыт. Никакие специальные материалы не сравнятся с возможностью ежедневно получать новые сенсорные впечатления на прогулке: трогать различные материалы (песок, траву, землю, снег…), слышать звуки природы (шорох листьев, звук дождя, хруст снега, пение птиц) и, конечно, рассматривать всё вокруг. Нигде ребёнок (особенно совсем маленький) не может получить столько сенсорных впечатлений, как на прогулке.
Становятся более креативными
Выходя на прогулку, дети обычно не берут с собой множество игрушек. Поэтому у них появляется возможность придумывать новые игры и занятия: например, играть с природными материалами или самостоятельно придумать новую активную игру.
Зимой дети научатся лепить из снега, в дождь – прыгать через лужи, а летом – рисовать палочкой на земле.
Расширяют представления об окружающем мире
Выходя на улицу в любую погоду, ребёнок более ясно представляет себе различия во временах года: видит и ощущает разные явления природы. Всё это расширяет его представления об окружающем мире.
Закаляются и повышают иммунитет
Прогулки и постепенное приучение к прохладной погоде помогают деткам укреплять здоровье.
Уделяют больше времени физической активности
Чем бы ни занимались ваши дети на прогулке, в любом случае они двигаются гораздо больше, чем находясь дома. Для маленьких детей очень важна постоянная физическая активность. Невозможность активно двигаться может сделать детей раздражительными или, наоборот, вялыми и негативно сказаться на общем развитии. Поэтому детям просто необходимы ежедневные прогулки.
Учатся искать плюсы во всём
Мы часто воспринимаем погодные условия с негативной точки зрения: слишком холодно, слишком жарко, идёт дождь – не погуляешь. Дети слушают нас и постепенно начинают судить об окружающим мире подобным образом. Ища же плюсы в любой погоде: «как хорошо, что прохладно, можно покататься на велосипедах», «как хорошо, что жарко, мы можем поплескаться в воде», дети учатся искать плюсы во всём, в итоге приобретая более позитивный взгляд на мир в целом.
А теперь несколько идей, чем могут заняться наши дети на прогулке:
- кататься на велосипедах, роликах, самокате, на лыжах и санках зимой;
- исследовать природу: растения, насекомых, животных и их следы;
- искать природные материалы: шишки, листья, цветы, жёлуди, семена, палочки и т. д.;
- играть с природными материалами: в кафе, в магазин…;
- творить из природных материалов: делать кукол из цветочков, создавать композиции;
- рисовать: палочкой на земле или снеге, мелками на асфальте;
- переливать, пересыпать, копать, делать куличики и строить города из песка, земли, снега;
- ухаживать за растениями в саду и огороде;
- играть в активные игры: в мяч, классики, скакалки, снежки, догонялки, соревнования и любые другие.
Источник: http// infourok.ru
Мы в соцсетях & RSS