Охрана детства
Методические рекомендации для педагогических работников по предупреждению, профилактике и устранению насилия в учреждении образования;
Инструкция о порядке действий педагогических работников по предупреждению и выявлению насилия и эксплуатации в отношении несовершеннолетних
АЛГОРИТМ. взаимодействия по обмену, учету и использованию информации о фактах домашнего насилия
Национальный механизм оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия
Безопасность детей - забота взрослых
БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ – ЗАБОТА ВЗРОСЛЫХ!
Оказание помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия и эксплуатации
https://spc.uzda-asveta.gov.by/files/35040/obj/110/14753/doc/Региональная_карта_Форма_А.pdf
https://spc.uzda-asveta.gov.by/files/35040/obj/110/14753/doc/Форма_В.pdf
Региональная карта помощи (Узденский район). Оказание помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия и эксплуатации.
Декрет Президента Республики Беларусь №18
Официальное разъяснение Декрета Президента Республики Беларусь №18 от 24. 11.2006 г.
ОФИЦИАЛЬНОЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ ДЕКРЕТА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ №18 от 24. 11.2006 г.
«О дополнительных мерах по государственной защите
детей в неблагополучных семьях»
Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители ведут аморальный образ жизни, оказывают вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркомании, либо иным образом ненадлежащее выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.
Государственные органы, граждане, располагающие сведениями о детях, проживающих в неблагополучных семьях, обязаны немедленно сообщать об этом, в комиссию по делам несовершеннолетних принимает решение о признании ребенка, нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей, устанавливает ему статус детей, оставшихся без попечения родителей, помещает ребенка на государственное обеспечение.
Неработающие родители с момента отобрания ребенка берутся на учет в органах внутренних дел для профилактического наблюдения и в установленном порядке подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации.
Со дня принятия комиссии по делам несовершеннолетних решения об отобрании ребенка родителям ребенка прекращается выплата государственных пособий семьям, воспитывающим детей.
Родители обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Расходы по содержанию детей взыскиваются с родителей солидарно.
Обязанность возмещения расходов по содержанию детей возникает со дня помещения ребенка на государственное обеспечение и прекращается после их полного погашения.
При недостаточности денежных средств на погашение расходов по содержанию детей взыскание обращается на имущество родителей.
В случае, если родители не работают, вопросы трудоустройства решаются судом.
Уклонение родителей от явки на работу или неисполнение, неполное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей, является основанием для привлечение их к уголовной ответственности.
По искам местных исполнительных и распорядительных органов, чьи дети помещены на государственное обеспечение, родители могут быть выселены в судебном порядке из занимаемых жилых помещений государственного и частного жилищного фонда.
Об ответственности взрослых за оставление детей без присмотра
Об ответственности взрослых
за оставление детей без присмотра
Дети дошкольного возраста требуют постоянного присмотра. Они очень подвижны, любознательны. Оставлять их без присмотра – это заведомо оставлять их в опасной ситуации, так как в этом возрасте дети беспомощны.
У детей дошкольного возраста не сформировано чувство осторожности, опасности, нет способности к самосохранению, нет простого жизненного опыта общения с бытовыми предметами и приборами. Добавим к этому детское любопытство, отсутствие должного присмотра и получим несчастный случай.
В уголовном Кодексе Республики Беларусь статьей 159 предусмотрена ответственность родителей за оставление детей без присмотра. Также нельзя оставлять детей под присмотром других малолетних детей. Согласно п.1 ст.32 Гражданского кодекса Республики Беларусь, граждане, не достигшие четырнадцатилетнего возраста, считаются малолетними и обладают частичной дееспособностью.
Уголовный Кодекс Республики Беларусь
Статья 159. Оставление в опасности
- Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если оно заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи – наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.
- Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.
- Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние – наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.
Следует помнить, что ответственность родителей за детей обусловливается обязанностью воспитывать своих детей, заботиться об их физическом и психическом здоровье, а также нравственном развитии.
Профилактика семейного неблагополучия
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО ОПАСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ
СОЦИАЛЬНО ОПАСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Критерии социально опасного положения |
Показатели социально опасного положения |
1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей) |
родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, газопроводы, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них и представляют угрозу жизни и безопасности, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория которых не соответствуют требованиям пожарной безопасности и в которых имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара родители систематически (два раза и более в течение шести месяцев подряд) не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью родители препятствуют получению ребенком обязательного общего среднего образования (в любой форме его получения) родители в течение одного месяца со дня регистрации рождения или со дня прибытия на новое место жительства (пребывания) не обеспечивают регистрацию ребенка (детей) по месту жительства или месту пребывания в отношении родителей установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего ребенок (дети) самовольно уходит из дома, бродяжничает, совершил попытку суицида, получил тяжкие телесные повреждения в результате воздействия внешних факторов и угроз, в том числе вследствие пожара, падения с высоты, отравления психоактивными веществами оба родителя или единственный родитель на протяжении более трех месяцев не работают или не осуществляют иную деятельность, не запрещенную законодательством, и (или) допускают ненадлежащее расходование пенсий, государственных пособий семьям, воспитывающим детей, единовременных выплат, назначенных на ребенка (детей), материальной помощи, государственной адресной социальной помощи, вследствие чего не удовлетворяют основные жизненные потребности ребенка (детей), допускают отсутствие пищи, одежды, обуви, места для отдыха, занятий и игр ребенка (детей) |
2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления |
в отношении родителей ребенка (детей) неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности и (или) освобождения от административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 10.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в отношении родителей ребенка (детей) в рамках административного либо уголовного процесса установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего он совершил правонарушение и в отношении него начата индивидуальная профилактическая работа в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. №200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» |
3. Родители, иные лица, участвующие в воспитании и содержании детей, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей) |
в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 10.1, 17.1, 18.15, 19.1, частями 2-5 статьи 19.3, статьями 19.4, 19.5, 19.8, 19.10-19.12, 25.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись профилактические меры воздействия в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях или меры индивидуальной профилактики в соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 г. №122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» установлены факты жестокого обращения родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, с ребенком, физического, сексуального и (или) психологического насилия по отношению к нему в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), установлен факт (факты) совершения административного правонарушения и (или) преступления в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), установлен факт (факты) уклонения от диспансерного наблюдения, осуществляемого в связи с наличием хронического или затяжного психического расстройства (заболевания) с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями либо наличием синдрома зависимости от алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов |
Источник: Постановление Совета Министров Республики Беларусь
от 15 января 2019 г. №22
(изменения и дополнения: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.08.2021 №493, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2022 №502, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.12.2023 №856)
Мы в соцсетях & RSS